История формирования политико-экономической элиты в Свердловской области

Акции протеста против строительства собора святой Екатерины в Екатеринбурге в мае 2019 года

В 2019 году власти Свердловской области предприняли третью попытку воздвигнуть храм святой Екатерины в Екатеринбурге. Изначально публичным инициатором строительства храма выступал губернатор Александр Мишарин, возможно, под влиянием жены, которая заявляла, что Екатеринбургу жизненно необходим храм его небесной покровительницы, чтобы перевезти в него мощи святой Екатерины из Египта – якобы благодаря этому город получит мощный импульс для развития.

Первая попытка провалилась в 2010 году, когда областные власти при губернаторе Александре Мишарине, предлагали построить храм вместо фонтана. Депутат Екатеринбургской думы Леонид Волков вывел в защиту фонтана несколько тысяч протестующих, записав в число своих подвигов победу над губернатором Свердловской области. Правда, в тот раз немаловажную роль в этой победе сыграла екатеринбургская мэрия, которая воевала с Мишариным по более приземленным мотивам, и оказала информационную поддержку организации митинга, чтобы ослабить позиции Мишарина. Во второй раз уже губернатор Евгений Куйвашев пытался продавить проект строительства храма посреди пруда на насыпном острове прямо над веткой метро. На этот раз основными инициаторами выступили медные олигархи Игорь Алтушкин (основной акционер ЗАО «Русская медная компания») и Андрей Козицын (генеральный директор ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»). Поговаривали, что главную роль опять же сыграла женщина – жена Игоря Алтушкина. Екатеринбуржцы выходили обнимать пруд для защиты от святого воинства и после отказа властей от этого проекта, также записали это на скрижалях своих достижений. На самом деле, от проекта отказались, вероятно, под давлением убедительных доказательств, что храм вместе с насыпным островом обрушит тоннель метро. В 2018-2019 годах была предпринята третья попытка – предполагалось построить храм в сквере в центральной части города. Апофеозом новой битвы за благосклонность святой стал пасхальный крестный ход, в авангарде которого выступали полпред президента в УрФО Николай Цуканов, губернатор Евгений Куйвашев, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский и медные олигархи Игорь Алтушкин и Андрей Козицын. Этому сплочению власти и денег в религиозном экстазе протестующие екатеринбуржцы противопоставляли только обнимашки с деревьями на месте предполагаемого строительства храма да абсурдные лозунги на первомайской Монстрации, в которых, не дай бог, если заподозрят политический протест.

В ночь с 12 на 13 мая 2019 года рабочие, нанятые Фондом святой Екатерины, спонсируемом медным олигархом Игорем Алтушкиным, установили сетчатый забор в сквере, где планировалось начать строительство собора. Сообщество «Парки и скверы Екатеринбурга» и штаб Навального в Екатеринбурге пригласили горожан после окончания рабочего дня на очередную прогулку в защиту сквера. И горожане пришли. Числом более тысячи человек. Некоторые буйные головы начали ломать хлипкий забор. На помощь немногочисленной охране забора ЧОПа медной компании прибыли бойцы из Академии единоборств Русской медной компании Алтушкина во главе с президентом Академии известным бойцом Иваном Штырковым, который, как говорят, одно время был трудоустроен личным телохранителем Игоря Алтушкина. Сравнительно немногочисленные сотрудники полиции ретировались, вероятно, по указанию высокого начальства. Можем лишь предположить: вероятно, полицейские начальники решили, что их сотрудники в этом бардаке могут стать участниками какой-нибудь скандальной ситуации,а расплачиваться за это придется начальникам. В результате, протестующим горожанам и медным опричникам пришлось самим выяснять, кто здесь власть. Надо сказать, что обе стороны вели себя на удивление сдержанно для подобного рода ситуаций. Было несколько неприятных инцидентов, но в массовую драку конфликт не перерос. Потом вернулись полицейские и среди них даже обнаружились сотрудники, не пожелавшие считаться с политической конъюнктурой и попытавшиеся задержать одного бойца из святого воинства, который изгонял бесов из протестующих против храма газовым баллончиком. «Боевые академики», по привычке не слишком долго думая, отжали соратника у сотрудников полиции и это, пожалуй, стало одним из фатальных происшествий первого дня противостояния.

Проявив насилие против сотрудников полиции, борцы за храм нанесли жестокий удар по трогательному единодушию бизнеса и государства, демонстрировавшемуся на крестном ходу. Физиономии защитников храма и так не возбуждали религиозного благоговения, а после такого фортеля их начали воспринимать братками из 90-х, пришедших на разборки. Интересно, что люди, знающие самого Игоря Алтушкина по личным встречам, характеризуют его как исключительно вежливого человека. Интересно, как очень молодому в начале 1990-х годов вежливому человеку удалось построить металлургическую империю в одной из самых криминализованных сфер бизнеса – сборе металлолома? Вероятно, и раньше не обошлось в окружении Алтушкина без братков, которые привыкли сначала бить, а потом думать – очень полезный навык в некоторых ситуациях, но явно не в ситуации с храмом, где принимать решения должен был не силовик со связями в криминальной среде, а пиарщик или на худой конец юрист.

Погода, несмотря на переменчивый уральский климат, благоприятствовала протестующим. Прогулка за сквер затянулась далеко за полночь. И на следующий день после работы горожане собрались в то же время, только на этот раз конфликтующие стороны разделил полицейский кордон. Порядка стало больше, хотя попытки сломать забор протестующими продолжились. Среди протестующих имелись радикально настроенные товарищи, у которых явно чесались кулаки. Попадались даже небольшие группки из двух-трех человек, которые вели подозрительные переговоры по телефонам, очень похожие на получение инструкций от неведомых координаторов. Но ручаться за это мы не можем. В общем же и целом протест напоминал рок-фестиваль. Активнее всего себя вели молодые люди, но во множестве были представлены и люди среднего возраста обоего пола. Возникало ощущение, что люди пришли потусить. А то, что тусовка была объединена идеей противостояния власти, добавляло ей остроты, очарования, осмысленности.

На третий день горожане стали собираться в сквере уже без призывов организаторов, которых к тому времени уже начали потихоньку прессовать правоохранительные органы. С каждым днем численность участников этого фестиваля гражданского волеизъявления возрастала, составляя несколько тысяч человек. А строители собора в свою очередь приступили к установке капитального забора, устойчивого к любым дьявольским козням. Но было уже поздно: всевидящее око Кремля обратилось на Екатеринбург и не терпящим возражений гласом Владимира Путина озвучило свою волю – конфликтный вопрос должен быть решен в соответствии с опросом горожан. Судя по выражениям Путина, можно предположить, что советников Путина убедили в том, будто большинство горожан выступает за строительство собора, а протестует против строительства активное меньшинство. Это мнение, вероятно, основывалось на прошлогодних данных социологического опроса. Но с того времени организаторы строительства собора постарались на славу и настроили большинство горожан против строительства, что убедительно показали новые данные опросов фонда «Социум» и ВЦИОМа. Нагло мухлевать в в такой ситуации никто не решился, и постепенно основные инициаторы строительства храма согласились с необходимостью перенести его строительство в другое место.

Пытаясь согласовать позиции с протестующими, мэрия Екатеринбурга предложила провести переговоры с представителями участников акции протеста. Но вот с выбором этих представителей возникла напряженка – организовать выборы своих представителей протестующие не смогли. В результате, на сцену повылазили профессиональные крикуны, вроде юриста Ивана Волкова, попытавшиеся заработать себе политические очки на резонансной теме. Впрочем, пассивность реальных лидеров протеста могла объясняться активизацией правоохранительных органов, которые взяли в разработку тех общественных деятелей, которые в первые дни протеста участвовали в переговорах с губернатором Евгением Куйвашевым. Организаторы акций протеста предпочли сделать вид, что акции протеста имели стихийный характер и никто, якобы, их не организовывал.

Дата актуализации информации: 2019 год.