Go to home page

The history of the formation of the political and economic elite in the Sverdlovsk region

Marc Rich (Reich)

Marc David Rich was born in 1934 in Antwerp (Belgium) into a family of a Jewish scrap metal dealer named Reich. In 1941, the Reich family, fleeing the Nazis, left first for France, then, in 1942, for the United States, changing their surname to a more “American” one - Rich. In 1952, Marc graduated from the prestigious Rhodes School of Manhattan and entered New York University, however, after studying there for only one semester, he dropped out and got a job at the world's largest commodity trading company Philipp Brothers at the time. This was insisted on by Marc's father, who had business relations with this company even before the war. Starting from a junior position in the metals department, Rich quickly made his way into independent traders. His first deal was a lucrative contract in 1958 for the purchase of Cuban mercury. Shortly thereafter, Rich heads up the Bolivian office of Philipp Brothers. In 1967, Rich is transferred to Madrid, where he first meets another company trader, Pinkus (Pinky) Green. They start working together.

Rich and Green's most resounding success was the conclusion of direct contracts for the purchase of oil from Arab producers, bypassing the then dominant Seven Sisters, the largest international oil companies. It was oil that became the reason for their break with Philipp Brothers: in the spring of 1973, Rich and Green learned from their sources in Arab countries about OPEC's intention to sharply increase oil prices, the company buys it at a price slightly higher than the market price, and after the increase makes a lot of money. So huge that the company's management refuses to pay Rich and Green their percentage. They leave Philipp Brothers and in the spring of 1974, having lured away several traders with them, they organize Marc Rich + Co AG in Zug (Switzerland) and start an all-out war with Philipp Brothers, attracting former clients. They will eventually win this war: in the early 1980s, Philipp Brothers merged with Salomon Brothers and ceased to exist as an independent trading company (later becoming one of the divisions of Citigroup).

According to World Bank researchers, in 1977 Marc Rich financed the creation of the Reuben brothers', Trans World Metals, who later collaborated with the Chernoi brothers and in the early 1990s controlled a significant part of Russian metallurgy.

The basic principle of Marc Rich's work was characterized by the expression "big fish are caught in troubled waters." Rich preferred to work in those countries where large corporations could not officially work: corrupt dictatorial regimes, foreign policy opponents of the United States. Rich's company traded Iranian oil bypassing the American embargo, bought nickel and gold in Castro's Cuba, traded with disgraced Libya and with South Africa when it was under international sanctions due to apartheid.

In the USSR, Marc Rich's company began operating in the 1970s at the height of Western media accusations of anti-Semitic policies against the USSR. Rich's Jewish background did not in the least interfere with fruitful cooperation. The Minister of Foreign Trade of the USSR at that time was Nikolai Patolichev, who, according to some researchers, greatly contributed to the strengthening of ties between the USSR and Rich's company. Patolichev at one time played an important role in the political career of Yuri Andropov, who in the 1970s headed the KGB of the USSR. And the intelligence units of the KGB played an important, if not decisive, role in Soviet foreign trade. It is not known how Rich established relations with the Soviet foreign trade departments. Perhaps this happened through the Jews, who played an important role in the Soviet foreign trade and intelligence agencies, which is described in more detail in the Prehistory section (the history of the formation of the power elite in Russia and the Urals before 1985). In the early 1980s, Marc Rich imported grain into the USSR in exchange for oil, despite the US embargo imposed on the USSR over the war in Afghanistan.

In 1983, US Federal Attorney Rudolph Giuliani authorized the arrest of Rich and Green, and the charges were 65 counts, including tax evasion for $ 48 million. Partners fled the United States, Rich adopted Spanish citizenship, Green - Bolivian. There is information that, despite a criminal record, Rich's company Clarendon Ltd in the 1980s supplied Soviet non-ferrous metals to the US Treasury Department for the production of coins. Theories are being expressed that swindlers like Marc Rich are playing the role of a safety cushion between respectable large multinational corporations and odious third world regimes. The restrictive sanctions imposed on trade with political outcasts significantly increase the benefits of crooks who seem to be outside the law, but at the same time have access to the world market.

In the early 1990s, Rich's company supplied about 20% of all grain imported to Russia, and imported raw sugar to Russia and the CIS countries.

In 1994, Marc Rich sold the company Marc Rich + Co AG to his partners (top managers), as a result of which the “odious” Marc Rich AG was transformed into the “respectable” Glencore International AG, which, however, continues to piously profess Rich’s principle “in the muddy big fish is caught in the water ”and cooperates with regimes around the world that are objectionable to official Western diplomacy. After that, Marc Rich continued to do business, but its scale was no longer comparable to the previous one. In Russia, Rich's company invested in construction, working with the construction company Mossib, which was commissioned by the Russian Ministry of Foreign Affairs.

In 2001, outgoing US President Bill Clinton pardoned Rich at the request of Israeli officials and leaders of Jewish communities in the United States and Europe, as well as, possibly out of gratitude for donations from Rich's ex-wife to the Democratic Party and valuable gifts personally to the Clinton family. However, some leaders of the Jewish communities in the United States called Rich's pardon a moral insult to all Jews.

Marc Rich died in Switzerland in June 2013.

Перейти на главную страницу

 

Марк Рич (Райх) (Marc Rich (Reich))

 

 

            Марк Дэвид Рич родился в 1934 году в Антверпене (Бельгия) в семье еврея, торговца металлоломом по фамилии Райх. В 1941 году семья Райх, спасаясь от нацистов, уезжает сначала во Францию, затем, в 1942 году, в США, меняя фамилию на более «американскую» - Рич. В 1952 году Марк оканчивает престижную манхэттенскую школу Rhodes и поступает в Нью-Йоркский университет, однако, отучившись в нем лишь один семестр, бросает учебу и устраивается на работу в крупнейшую в то время в мире фирму по торговле сырьем Philipp Brothers. На этом настоял отец Марка, имевший с этой фирмой деловые отношения еще до войны. Начав с низшей должности в департаменте металлов, Рич быстро выбился в самостоятельные трейдеры. Его первой сделкой стало заключение в 1958 году выгодного контракта на закупку кубинской ртути. Вскоре после этого Рич возглавляет боливийское представительство Philipp Brothers. В 1967 году Рича переводят в Мадрид, где он впервые встречает другого трейдера компании, Пинкуса (Пинки) Грина. Они начинают работать вместе.

Самым оглушительным успехом Рича и Грина стало заключение прямых контрактов на закупку нефти у арабских производителей в обход доминировавших в то время на рынке «Семи сестер» - крупнейших международных нефтяных компаний. Именно нефть стала причиной их разрыва с Philipp Brothers: весной 1973 года Рич и Грин от своих источников в арабских странах узнают о намерении ОПЕК резко увеличить цены на нефть, компания скупает ее по цене немного выше рыночной и после повышения зарабатывает огромные деньги. Настолько огромные, что руководство компании отказывается выплатить Ричу и Грину их процент. Они покидают Philipp Brothers и весной 1974 года, переманив с собой нескольких трейдеров, организуют в Цуге (Швейцария) компанию Marc Rich + Co AG и начинают тотальную войну с Philipp Brothers, привлекая прежних клиентов. Эту войну они в итоге выиграют: в начале 1980-х Philipp Brothers сливается с Salomon Brothers и прекращает существование в качестве самостоятельной торговой компании (впоследствии став одним из подразделений Citigroup).

По данным исследователей Всемирного банка, в 1977 году Марк Рич финансировал создание компании Trans World Metals братьев Рубен, которые впоследствии сотрудничали с братьями Черными и в начале 1990-х годов контролировали значительную часть российской металлургии.

Основной принцип работы Марка Рича характеризовало выражение «крупная рыба ловится в мутной воде». Рич предпочитал работать в тех странах, где не могли официально работать крупные корпорации: коррумпированные диктаторские режимы, внешнеполитические противники США. Компания Рича торговала иранской нефтью в обход американского эмбарго, закупала никель и золото на кастровской Кубе, торговала с опальной Ливией и с ЮАР, когда та оказалась под международными санкциями из-за апартеида.

В СССР компания Марка Рича начала работать в 1970-х годах в разгар обвинений СССР западными СМИ в проведении антисемитской политики. Еврейское происхождение Рича ничуть не помешало плодотворному сотрудничеству. Министром внешней торговли СССР в тот период был Николай Патоличев, который, по мнению некоторых исследователей, сильно поспособствовал укреплению связей СССР с компанией Рича. Патоличев в свое время сыграл немаловажную роль в политической карьере Юрия Андропова, который в 1970-е годы возглавлял КГБ СССР. А разведывательные подразделения КГБ играли важную, если не определяющую роль в советской внешнеторговой деятельности. Неизвестно, как именно Рич установил отношения с советскими внешнеторговыми ведомствами. Возможно, это произошло через евреев, которые играли важную роль в советских внешнеторговых и разведывательных ведомствах, о чем более подробно описано в разделе Предыстория (история формирования властной элиты в России и на Урале до 1985 года). В начале 1980-х годов Марк Рич ввозил в СССР зерно в обмен на нефть, несмотря на введенное США против СССР эмбарго из-за войны в Афганистане.

В 1983 году федеральный прокурор США Рудольф Джулиани санкционировал арест Рича и Грина, причем обвинение насчитывало 65 пунктов, в том числе неуплату налогов на $48 млн. Партнеры бежали из США, Рич принял испанское гражданство, Грин - боливийское. Встречается информация, что, несмотря на судимость, компания Рича Clarendon Ltd в 1980-х годах поставляла советские цветные металлы министерству финансов США для производства монет. Высказываются версии, что аферисты вроде Марка Рича играют роль страховочной подушки между респектабельными крупными транснациональными корпорациями и одиозными режимами стран третьего мира. Ограничительные санкции, накладываемые на торговлю с политическими изгоями, значительно увеличивают выгоду аферистов, стоящих вроде как вне закона, но имеющих при этом доступ на мировой рынок.

В начале 1990-х годов компания Рича поставляла порядка 20% всего импортировавшегося в Россию зерна, ввозила в Россию и страны СНГ сахар-сырец.

В 1994 году Марк Рич продает компанию Marc Rich + Co AG своим партнерам (топ-менеджерам), в результате чего «одиозная» Marc Rich AG преображается в «респектабельную» Glencore International AG, которая, впрочем, продолжает свято исповедовать принцип Рича «в мутной воде ловится крупная рыба» и сотрудничает с неугодными официальной западной дипломатии режимами по всему миру. После этого Марк Рич продолжил заниматься бизнесом, но его масштаб уже был несопоставим с прежним. В России компания Рича инвестировала в строительство, сотрудничая со строительной компанией «Моссиб», работавшей по заказам российского министерства иностранных дел.

В 2001 году уходящий в отставку президент США Билл Клинтон помиловал Рича по просьбе официальных лиц Израиля и лидеров еврейских общин США и Европы, а также, возможно, из благодарности за пожертвования бывшей жены Рича в фонд Демократической партии и ценные подарки лично семейной чете Клинтонов. Впрочем, некоторые лидеры еврейских общин США назвали помилование Рича нравственным оскорблением всех евреев.

Марк Рич умер в Швейцарии в июне 2013 года.

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы хотите дополнить или опровергнуть информацию, помещенную на данном сайте, присылайте имеющиеся у вас сведения по адресу mail@elitehistory.info