Go to home page

The history of the formation of the political and economic elite in the Sverdlovsk region

Mikhail Semenovich Chernoi, Lev Semenovich Chernoi, David Semenovich Chernoi

After graduating from the Tashkent Polytechnic Institute, Lev Chernoi was admitted to the Tashkent Excavator Plant as the head of the Quality Control Department of the branch that produced consumer goods. It was reported that on the basis of this branch in 1985, Lev created one of the first production cooperatives in Uzbekistan. To work in it, he attracted his older brother Mikhail, who took over the organization of production, while Lev was engaged in the supply of raw materials and sales of products, and financial issues. According to Mikhail Chernoi's own words, in the early 1980s, he was engaged in functionary work at the Tashkent Sports Association, during which he met the coach of the USSR national tennis team Shamil Tarpishchev, who in the 1990s entered the highest political elite of Russia.

Information was published that Lev Chernoi relied on the support of organized criminal groups in Tashkent, whose leaders were his former school friends. According to various publications, one of the Chernois brothers (Lev or Mikhail) studied at the same school with Alimzhan Tokhtakhunov (nicknamed "Taiwanchik"), who later became one of the brigadiers of the "Izmailovskaya" organized criminal group in Moscow. According to some reports, money for the promotion of the Chernois cooperative was allocated from the local common fund, since Lev was of interest to criminals in connection with the creation of a structure for laundering proceeds from racketeering, prostitution, arms and drug trafficking. Through connections with the Uzbek criminal community, primarily with Gafur Rakhimov and Tofik Arifov, Lev Chernoi, presumably, established relations with such major figures of the Russian underworld as thief in law Vyacheslav Ivankov (Yaponchik) and Otari Kvantrishvili. Thanks to this cooperation, Chernoi became one of the largest "shop workers" in Uzbekistan, working in the shadow production of consumer goods.

In the field of selling consumer goods, the Chernois established cooperation with Iskandar Makhmudov, an employee of the Uzbekintorg foreign trade organization (according to Mikhail Chernoi, this happened in 1987). "Uzbekintorg" supplied abroad the products of Uzbek factories (metallurgy and chemistry), and in return received goods in short supply in the USSR, which were sold in Uzbekistan, including through the Chernois brothers.

In the late 1980s, the Chernois moved from Tashkent to Moscow, where in 1989 they founded the Soviet-Panamanian joint venture Columbus. The closest associate of the Chernois in the Columbus joint venture was a native of Tashkent, Yakov Goldovsky. The official activity of the joint venture was called timber trade. There was information that Italians of Bulgarian origin took part in the organization of the enterprise, the name of Laura Vidinlieva was called.

In 1990-1991, the Chernois organized cooperation with American entrepreneur Sam (Semyon) Kislin, who emigrated from Odessa in the 1970s. With the help of the Chernois, Kislin's company Trans Commodities gained access to the products of Russian metallurgical enterprises. The Chernois were able to provide this access thanks to Makhmudov's connection with Vladimir Lisin, and through him with Oleg Soskovets, who in the first half of the 1990s was the Russian Deputy Prime Minister in charge of the metallurgy sector. Soon the Chernois broke off relations with Kislin and organized cooperation with the British company Trans World Metals of the Rubens brothers. The Chernois and the Rubens created a joint venture Trans World Group, which, with the support of Oleg Soskovets, for several years gains control over most of Russian non-ferrous metals and a significant part of ferrous metallurgy.

Amid the crisis of non-payments, the severance of economic ties with the former Soviet republics and the ban on barter transactions in the early 1990s, the Chernois possessed significant funds (trade in consumer goods and, possibly, black cash from criminal groups, scams with advice notes were also mentioned), connections in the Russian government (Oleg Soskovets) and access to foreign markets (through the Rubens brothers). Thanks to this, they are forcing metallurgical enterprises to agree to tolling schemes, when enterprises received coal from the Chernois for work, raw materials for processing and insignificant payments for processing these raw materials. The final product was owned by the Chernois brothers and was sold through the Rubens brothers brothers in the West, giving TWG about 2/3 of its foreign exchange earnings. At the same time, taxes were paid to the state minimal, since the metal, in fact, was not bought by the Chernois, they only took the production capacity of metallurgical enterprises on lease, allowing them to stay afloat, but not allowing them to develop and get on their own feet. As the privatization processes developed, the Chernois received ownership of shares in controlled enterprises, often registering them with junior partners (Oleg Deripaska, Iskandar Makhmudov, Vladimir Lisin, Alexander Abramov).

In the Sverdlovsk Region, the Chernois brothers control the Nizhniy Tagil Metallurgical Plant and the Uralelectromed Combine. Where the Chernois did not directly gain control over the shares of the enterprise, they performed the functions of a trader selling Russian metals on the London Metal Exchange, thanks to the Rubens' connections. At the same time, even those FIGs that were considered competitors of the Chernois brothers, for example, the Interros group of Vladimir Potanin (Norilsk Nickel, until 1997, sold 60% of metals to TWG), worked with TWG.

The Chernois brothers developed a certain specialization. Older brother Mikhail (born 1952) was in charge of military support for the group's operations. Probably, for this purpose, he contacted the leader of the "Izmailovskaya" organized criminal group Anton Malevsky and the leader of the "Podolsk" organized criminal group Sergey Popov. In parallel with the organized crime group, relations with law enforcement agencies and special services were built, so in the Sverdlovsk region the interests of the Chernois brothers were defended by the leadership of the Department for Combating Organized Crime of the Sverdlovsk Ministry of Internal Affairs, and in Moscow the brothers were "protected" by a high-ranking officer of the FSK-FSB Yuri Zaostrovtsev. Force support was needed by the Chernois to fight rival criminal gangs. And in this respect, illegal and legal "roofs" acted in a single bundle. With the hands of friendly organized crime groups, competitors were physically eliminated, and state services protected the Chernois from the retaliatory actions of hostile organized crime groups.

The middle brother Leo (born in 1954), who had been ill with polio in childhood and became disabled as a result, played the role of a family strategist. It is assumed that it was he who built the economic schemes according to which TWG worked, and subsequently some political projects.

Younger brother David (born in 1958) left for permanent residence in the United States, according to unconfirmed reports, to contact the "Brooklyn" organized criminal group, consisting of Soviet emigrants in the United States. An important role in the "Brooklyn" organized criminal group was played by Vyacheslav Ivankov (nickname "Yaponchik"), who was close to one of the most authoritative Russian thieves in law, Aslan Usoyan ("grandfather Khasan"). Perhaps the Chernois brothers have established contacts with the elite of the Russian criminal world through the Uzbek authority Alimzhan Tokhtakhunov ("Taiwanchik"). Information was published that one of the Chernois brothers and Tokhtakhunov studied at the same school with Shamil Tarpishchev, who was a member of Boris Yeltsin's inner circle and was close to the head of the Presidential Security Service Alexander Korzhakov, the head of the FSB Mikhail Barsukov and the aforementioned Oleg Soskovets.

There was information that in 1993-1994 Mikhail Chernoi invested about $ 36 million in real estate in the United States (in Brooklyn, Brighton Beach and Manhattan).

The assets that were part of the TWG "empire" had some specific management features. The enterprises associated with the Chernois have never been in strict hierarchical subordination. The connection between the assets was not legal, but rather “family-clan”. The assets were managed by fairly independent managers who played the role of owners of the enterprise and in fact could own the shares of the enterprise. At the same time, on the one hand, managers could, within certain limits, use the financial and administrative capabilities of the "clan", and on the other hand, they could also compete with other managers of the "clan" within certain limits. TWG, however, served as a unifying factor only as a trader to whom various formally independent groupings sold products. This management principle had its own difficulties associated with the desire of managers of the "clan" for real independence (Oleg Deripaska) or with the aggravation of conflicts between managers within the "clan" (for example, the events at the Kachkanarsky GOK or the conflict between Kozitsyn and Altushkin - "junior" partners in UMMC).

One of the tools for indirect control of enterprises within the TWG's sphere of control by the Chernois brothers (or those who stood behind them) could be the use of offshore company registrars. In particular, there is a connection between the Chernois brothers and a large registrar of offshore companies in the British Virgin Islands Commonwealth Trust Limited. Most of the large enterprises associated with the Chernois brothers used the services of offshore zones. Offshore companies were used not only to hide the real owners of the enterprise and to insure against raider seizure, but also to divert profits from taxation. The products of factories and metallurgical plants were sold at a minimal cost to their "own" offshore companies, and they were already selling products at real prices to real consumers. As a result, minimal taxes were paid in Russia, and the bulk of the proceeds from the sale of products was “circulated” in offshore zones. At the same time, offshore registrars could provide legal support for transactions, as well as financial services for transferring proceeds to the accounts of owners of Russian enterprises in foreign banks or back to Russia in the form of "foreign investments." Thus, offshore registrars could control the financial flows of offshore companies registered by them.

1997 was the peak of TWG's power. According to Forbes, the group owned large stakes in at least 20 metallurgical plants. TWG was the largest private client of Russian Railways, controlled the largest aluminum plants, 20% of the ferrous metallurgy of Russia, a significant part of the metallurgy of Kazakhstan and Ukraine, ports, transport companies. However, this golden age was already the decline of the TWG empire, possibly because in 1996, TWG lobbyist Oleg Soskovets was defeated in a conflict with Anatoly Chubais's group.

In 1997, a massive media campaign was launched against TWG, owned by media tycoon Vladimir Gusinsky. The whole country learned about the role of the Chernois brothers in the privatization of Russian metallurgy and what criminal events accompanied their actions. As a result, TWG is beginning to wind down its activities. There is information in the media that the Chernois were defeated. However, where the competitors allegedly squeezed TWG out, the Glencore International AG. takes its place. As a result, it appears that TWG has simply changed the sign to Glencore. However, an analysis of the Glencore Corporation's relationship with TWG suggests that Glencore was behind TWG from the start and the anti-corruption disclosures served only as a reason (or excuse) for Glencore to come out of the shadows. It should be noted that all the foreign partners of the Chernois brothers, like the Chernois brothers themselves, were Jews (Sam Kislin, the Rubens brothers, , the founder of the Glencore corporation Marc Rich). Does this mean that TWG was part of some kind of Jewish conspiracy? Or was it easier for Soviet Jews the Chernois to establish contacts with the foreign countries through Jews, thanks to family ties, or through the diaspora? Hard to say.

In 1997, a conflict begins between Mikhail and Lev Chernois, which leads to the division of assets and spheres of influence. Iskandar Makhmudov (Uralelectromed), Oleg Deripaska (Siberian aluminum), Alexander Abramov (Evrazholding), MDM-group are guided by work with Mikhail Chernoi. The Rubens brothers remain partners of Lev Chernoi.

In the late 1990s, the shares of Lev Chernoi and the Rubens brothers in Siberian aluminum smelters were bought by Sibneft shareholders Boris Berezovsky, Badri Patarkatsishvili and Roman Abramovich. In the early 2000s, Mikhail Chernoi sold his shares in Rusal to Oleg Deripaska, and in UMMC and Kuzbassrazrezugl to Iskandar Makhmudov. Mikhail Chernoi remained on good terms with Makhmudov , but he had a long lawsuit with Deripaska in British courts, claiming that Deripaska had not fully paid off with him for Rusal shares.

In the 2000s, Mikhail Chernoi left for permanent residence in Israel.

Since 1998, Lev Chernoi has been trying to implement political projects in Russia, creating for himself the image of a patriotic entrepreneur and statesman. On this basis, Lev Chernoi actively collaborated with Boris Berezovsky. In 1999, Lev Chernoi created and headed the Institute for Advanced Scientific Research at the Department of Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, which "conducts systemic research in the field of macroeconomics, sociology and high technologies", "participates in the development and implementation of the Basic Research Programs of the Presidium of the Russian Academy of Sciences" Economics and Sociology of Knowledge " and "Scientific and technological forecast for the development of the Russian economy." It was reported that Lev Chernoi supported the creation of the Unity party, but what contribution he made to its creation is unknown. In 2000, Chernoi created the Interregional Public Organization for Assistance to Democratic Reforms "Mobilization and Development", which functioned at least until 2012.

Date of information update: 2015.

Перейти на главную страницу

 

Черной Михаил Семенович, Черной Лев Семенович, Черной Давид Семенович

 

 

После окончания Ташкентского политехнического института Лев Черной был принят на Ташкентский экскаваторный завод на должность начальника ОТК филиала, выпускавшего товары народного потребления. Сообщалось, что на базе этого филиала в 1985 году Лев создал один из первых в Узбекистане производственных кооперативов. Для работы в нем он привлек старшего брата Михаила, который взял на себя организацию производства, Лев же занимался поставками сырья и сбытом продукции, финансовыми вопросами. По собственным словам Михаила Черного, в начале 1980-х годов он занимался функционерской работой в Ташкентском спортивном объединении, в ходе чего познакомился с тренером сборной СССР по теннису Шамилем Тарпищевым, который в 1990-х годах вошел в высшую политическую элиту России.

Публиковалась информация, что Лев Черной опирался на поддержку организованных преступных группировок Ташкента, лидерами которых стали его бывшие школьные приятели. По информации различных изданий, один из братьев Черных (Лев или Михаил) учился в одной школе с Алимжаном Тохтахуновым (кличка «Тайванчик»), который впоследствии стал одним из бригадиров «измайловской» ОПГ в Москве. По некоторым данным, деньги на раскрутку кооператива Черных были выделены из местного “общака”, поскольку Лев представлял для криминала интерес в связи с созданием структуры для отмывания доходов от рэкета, проституции, торговли оружием и наркотиками. Через связи с узбекским криминальным сообществом, в первую очередь с Гафуром Рахимовым и Тофиком Арифовым, Лев Черной, предположительно, установил отношения с такими крупнейшими фигурами российского преступного мира, как вор в законе Вячеслав Иваньков (“Япончик”) и Отари Квантришвили. Благодаря этому сотрудничеству Черной стал одним из наиболее крупных “цеховиков” Узбекистана, работавших в сфере теневого производства ТНП.

На ниве продажи ширпотреба Черные наладили сотрудничество с работником внешнеторговой организации «Узбекинторг» Искандаром Махмудовым (по словам Михаила Черного, это произошло в 1987 году). «Узбекинторг» поставлял за рубеж продукцию узбекских заводов (металлургия и химия), а взамен получал дефицитные в СССР товары массового спроса, которые реализовывались в Узбекистане, в том числе и через братьев Черных.

В конце 1980-х годов Черные перебираются из Ташкента в Москву, где в 1989 году основали советско-панамское совместное предприятие «Колумб». Ближайшим соратником Черных в СП «Колумб» был уроженец Ташкента Яков Голдовский. Официальным видом деятельности СП называлась торговля древесиной. Проходила информация, что в организации предприятия принимали участие итальянцы болгарского происхождения, называлось имя Лоры Видинлиевой.

В 1990-1991 годах Черные организовали сотрудничество с американским предпринимателем Сэмом (Семеном) Кислиным, эмигрировавшим из Одессы в 1970-х годах. С помощью Черных фирма Кислина Trans Commodities получила доступ к продукции российских металлургических предприятий. Этот доступ Черные смогли обеспечить благодаря связи Махмудова с Владимиром Лисиным, а через него с Олегом Сосковцом, который в первой половине 1990-х годов был российским вице-премьером, курировавшим сферу металлургии. Вскоре Черные порвали отношения с Кислиным и организовали сотрудничество с британской компанией Trans World Metals братьев Рубен. Черные и Рубены создали совместное предприятие Trans World Group, которое при поддержке Олега Сосковца за несколько лет получает контроль над большей частью российских цветных металлов и значительной частью черной металлургии.

В условиях кризиса неплатежей, разрыва экономических связей с бывшими советскими республиками и запрета на бартерные сделки начала 1990-х годов Черные располагали значительными денежными средствами (торговля ТНП и, возможно, черный нал преступных группировок, также упоминались аферы с авизо), связями в российском правительстве (Олег Сосковец) и выходами на зарубежные рынки (через братьев Рубен). Благодаря ,этому они вынуждают металлургические предприятия соглашаться на толлинговые схемы, когда предприятия получали от Черных уголь для работы, сырье на переработку и незначительные платежи за переработку этого сырья. Конечный же продукт оказывался в собственности братьев Черных и продавался через братьев Рубен на Западе, давая TWG порядка 2/3 валютной выручки. При этом налоги государству платились минимальные, поскольку металл, фактически, не покупался Черными, они лишь брали производственные мощности металлургических предприятий в аренду, позволяя им оставаться на плаву, но не давая развиваться и встать на ноги самостоятельно. По мере развития процессов приватизации Черные получали в собственность акции контролируемых предприятий, зачастую оформляя их на младших партнеров (Олег Дерипаска, Искандар Махмудов, Владимир Лисин, Александр Абрамов).

В Свердловской области под контроль братьев Черных попадает Нижнетагильский металлургический комбинат и комбинат «Уралэлектромедь». Там, где Черные непосредственно не получали контроль над акциями предприятия, они выполняли функции трейдера, продающего российские металлы на Лондонской бирже металлов, благодаря связям Рубенов. При этом с TWG работали даже те ФПГ, которые считались конкурентами братьев Черных, например, группа «Интеррос» Владимира Потанина («Норильский никель» до 1997 года продавал 60% металлов именно TWG).

 

У братьев Черных оформилась определенная специализация. Старший брат Михаил (1952 года рождения) отвечал за силовую поддержку операций группы. Вероятно, в этих целях он контактировал с лидером «измайловской» ОПГ Антоном Малевским и лидером «подольской» ОПГ Сергеем Поповым. Параллельно с ОПГ выстраивались отношения с правоохранительными органами и спецслужбами, так в Свердловской области интересы братьев Черных защищало руководство Управления по борьбе с организованной преступностью Свердловского МВД, а в Москве братьев «крышевал» высокопоставленный сотрудник ФСК-ФСБ Юрий Заостровцев. Силовая поддержка была необходима Черным для борьбы с конкурирующими преступными группировками. И в этом отношении нелегальные и легальные «крыши» действовали в единой связке. Руками дружественных ОПГ физически устранялись конкуренты, а государственные службы защищали Черных от ответных действий враждебных ОПГ.

Средний брат Лев (1954 года рождения), переболевший в детстве полиомиелитом и получивший в связи с этим инвалидность, играл роль семейного стратега. Предполагается, что именно он выстраивал экономические схемы, по которым работала TWG, а впоследствии и некоторые политические проекты.

Младший брат Давид (1958 года рождения) уехал на постоянное место жительства в США, по неподтвержденным данным, для связи с «бруклинской» ОПГ, состоящей из советских эмигрантов в США. Важную роль в «бруклинской» ОПГ играл Вячеслав Иваньков (кличка «Япончик»), который был близок к одному из самых авторитетных российских воров в законе Аслану Усояну («дед Хасан»). Возможно, братья Черные установили контакты с элитой российского криминального мира через узбекского авторитета Алимжана Тохтахунова («Тайванчик»). Публиковалась информация, что один из братьев Черных и Тохтахунов учились в одной школе с Шамилем Тарпищевым, который входил в ближайшее окружение Бориса Ельцина и был близок с начальником Службы безопасности президента Александром Коржаковым, руководителем ФСБ Михаилом Барсуковым и упоминавшимся выше Олегом Сосковцом.

Проходила информация, что в 1993-1994 годах Михаил Черной вложил порядка 36 миллионов долларов в недвижимость в США (в Бруклине, Брайтон-бич и на Манхэттене).

 

Активы, входившие в «империю» TWG, имели некоторые особенности управления. Предприятия, связанные с Черными, никогда не находились в жестком иерархическом подчинении. Связь между активами была не юридическая, а скорее «семейно-клановая». Активы управлялись достаточно независимыми менеджерами, которые играли роль владельцев предприятия и на самом деле могли владеть акциями предприятия. При этом менеджеры с одной стороны могли в некоторых пределах использовать финансовые и административные возможности «клана», а с другой стороны также в определенных пределах могли конкурировать с другими менеджерами «клана». TWG при этом служила объединяющим фактором только в качестве трейдера, которому продавали продукцию различные формально независимые группировки. Этот принцип управления имел свои сложности, связанный со стремлением менеджеров «клана» к реальной независимости (Олег Дерипаска) либо с обострением конфликтов между менеджерами внутри «клана» (например, события на Качканарском ГОКе или конфликт между Козицыным и Алтушкиным – «младшие» партнеры в УГМК).

Одним из инструментов косвенного контроля предприятий, входящих в сферу контроля TWG, братьями Черными (или теми, кто стоял за ними) могло быть использование регистраторов оффшоршных компаний. В частности, прослеживается связь между братьями Черными и крупным регистратором оффшорных компаний на Британских Виргинских островах Commonwealth Trust Limited. Большинство крупных предприятий, связанных с братьями Черными, пользовались услугами оффшорных зон. Оффшорные компании использовались не только для того, чтобы скрыть реальных владельцев предприятия и застраховаться от рейдерского захвата, но и для увода прибыли от налогообложения. Продукция заводов и металлургических комбинатов продавалась по минимальной стоимости «своим» оффшорным компаниям, а те уже продавали продукцию по реальным ценам реальным потребителям. В результате, в России платились минимальные налоги, а основная часть вырученных от продажи продукции средств «крутилась» в оффшорных зонах. При этом регистраторы оффшоров могли обеспечивать юридическое сопровождение сделок, а также финансовые услуги по переводу вырученных средств на счета владельцев российских предприятий в заграничных банках или обратно в Россию в виде «иностранных инвестиций». Таким образом, регистраторы оффшоров могли контролировать финансовые потоки зарегистрированных ими оффшорных компаний.

 

1997 год был пиком могущества TWG. По данным Forbes, группа владела крупными пакетами акций как минимум 20 металлургических заводов. TWG была крупнейшим частным клиентом РЖД, контролировала крупнейшие алюминиевые заводы, 20% черной металлургии России, значительную часть металлургии Казахстана и Украины, порты, транспортные компании. Однако этот золотой век был уже закатом империи TWG, возможно, потому что в 1996 году лоббист TWG Олег Сосковец потерпел поражение в ходе конфликта с группой Анатолия Чубайса.

 

В 1997 году против TWG началась масштабная кампания в СМИ, принадлежащих медиа-магнату Владимиру Гусинскому. Вся страна узнала о роли братьев Черных в приватизации российской металлургии и о том, какие криминальные события сопровождали их действия. В результате, TWG начинает сворачивать свою деятельность. В СМИ проходит информация, что Черные потерпели поражение. Однако там, откуда якобы конкуренты выдавили TWG, на ее место приходит международная корпорация Гленкор (Glencore International AG). В результате, возникает впечатление, что TWG просто сменила вывеску на Гленкор. Однако анализ связи корпорации Гленкор с TWG позволяет предположить, что Гленкор с самого начала стояла за TWG и антикоррупционные разоблачения послужили только причиной (или поводом) для того, чтобы Гленкор вышла из тени. Следует отметить, что все иностранные партнеры братьев Черных, как и сами братья Черные, были евреями (Сэм Кислин, братья Рубены, основатель корпорации Гленкор Марк Рич). Означает ли это, что TWG была частью какого-то еврейского заговора? Или советским евреям Черным было проще налаживать связи с зарубежьем через евреев, благодаря родственным связям или через диаспору? Трудно сказать.

 

В 1997 году между Михаилом и Львом Черных начинается конфликт, который приводит к разделу активов и сфер влияния. На работу с Михаилом Черным ориентируются Искандар Махмудов (Уралэлектромедь), Олег Дерипаска (Сибирский алюминий), Александр Абрамов (Евразхолдинг), МДМ-групп. Партнерами Льва Черного остаются братья Рубены.

 

В конце 1990-х годов доли Льва Черного и братьев Рубен в сибирских алюминиевых заводах выкупили акционеры «Сибнефти» Борис Березовский, Бадри Патаркацишвили и Роман Абрамович. А в начале 2000-х годов Михаил Черной продал свои доли в «Русале» Олегу Дерипаске, а в УГМК и Кузбассразрезугле Искандару Махмудову. С Махмудовым у Михаила Черного остались хорошие отношения, а вот с Дерипаской он долго судился в британских судах, утверждая, что Дерипаска не полностью рассчитался с ним за акции «Русала».

В 2000-х годах Михаил Черной уехал на постоянное место жительство в Израиль.

 

Лев Черной с 1998 года пытался реализовывать политические проекты в России, создавая себе имидж предпринимателя-патриота и государственника. На этой почве Лев Черной активно сотрудничал с Борисом Березовским. В 1999 году Лев Черной создал и возглавил Институт перспективных научных исследований при Отделении общественных наук РАН, который «проводит системные исследования в сфере макроэкономики, социологии и высоких технологий», «участвует в разработке и реализации Программ фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» и «Научно-технологический прогноз развития экономики России». Сообщалось, что Лев Черной поддержал создание партии «Единство», однако какой вклад он внес в ее создание неизвестно. В 2000 году Черным была создана Межрегиональная общественная организация содействия демократическим реформам «Мобилизация и Развитие», которая функционировала как минимум до 2012 года.

 

 

Дата актуализации информации: 2015 год.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы хотите дополнить или опровергнуть информацию, помещенную на данном сайте, присылайте имеющиеся у вас сведения по адресу mail@elitehistory.info