Go to home page

The history of the formation of the political and economic elite in the Sverdlovsk region

Anatoly Alekseevich Speransky

Was born in 1946 in Arkhangelsk.

His father was Alexey Petrovich Speransky.

One of the sources reported that Aleksey Speransky was exiled to Arkhangelsk in the "case of doctors." However, the "Doctors' Plot" was initiated only in the early 1950s, while Aleksey Speransky had already lived in Arkhangelsk in 1946. From Arkhangelsk, the Speranskikh family moved to Karaganda (Kazakh SSR). It should be noted that people accused of "cosmopolitanism" were often exiled to Kazakhstan at that time. Since 1955, Alexey Speransky worked in Moscow. By this time, Joseph Stalin had already died and the fight against "cosmopolitanism" was stopped. Considering these facts, it is possible that Aleksey Speransky, indeed, could be accused (or suspected) of ties with "cosmopolitans", namely, within the framework of the fight against "cosmopolitanism", the "case of pest doctors" was initiated.

It was argued that Anatoly Speransky came from the old Russian church-medical family of the Speransky. Probably, they meant the clan to which the statesman of the 19th century Mikhail Mikhailovich Speransky belonged. Whether this is actually so is unknown.

Anatoly Speransky graduated with honors from the aviation technical school. On April 12, 1961, he joined the Komsomol.

He graduated from the Moscow Aviation Institute.

After graduating from the institute, he was assigned to a research institute, which was engaged in the development of aircraft weapons systems. This research institute has repeatedly changed its name and in 1990 received the name GosNIIAS. At the research institute, Anatoly Speransky went from a junior researcher to the deputy head of the institute, academician E.A. Fedosov.

It is interesting that Yevgeny Fedosov, who headed the institute from 1970 to 2006, mentioned many of his deputies in his book "Half a Century in Aviation", but did not say a word about Anatoly Speransky. Mentioning his deputies, Fedosov called them all by their last names, but in one place he made an exception and said that one of the deputies (without mentioning the last name) asked him to vouch for the Frunze regional executive committee to register the cooperative, which was organized by journalist Vladimir Yakovlev (son of the editor-in-chief of the newspaper "Moscow News"). Fedosov claimed that it was the Temp cooperative, but in reality it was probably the Fact cooperative, which worked as an information and reference service. Fedosov gave the go-ahead to support the cooperative. The institute leased several computers to the cooperative, which were scarce and expensive in the late 1980s. A year later, on the basis of this cooperative, one of the most influential Russian newspapers, Kommersant, was created. It is possible that this mysterious deputy head of the institute, who lobbied for the interests of the cooperative, could be Anatoly Speransky. It should be noted that the newspaper Moskovskie Novosti (headed in the 1980s by the father of cooperator Vladimir Yakovlev) was closed in 1949 as part of the fight against "cosmopolitanism", and began to be published again in 1956 (parallels with the biography of Anatoly Speransky's father). During Gorbachev's perestroika, Moskovskie Novosti took the positions of the "liberal" camp.

The research institute, in which Speransky worked, specialized in the development of automated systems, which were the forefront of the scientific and technological revolution in the 1970s-1980s, as a result of which the institute received special attention from the state. In addition, experts in the field of automation participated in the devel-opment of control systems, which were used not only in the technical field, but also in the field of public administration. One of the recognized authorities in the country in the field of management theory was Nikolai Nikolaevich Krasovsky from Sverdlovsk. Berezovsky Boris Abramovich, who in the 1990s was called the "gray eminence" of the Kremlin, also began to study management theory.

Around the beginning of the 1970s, Anatoly Speransky, who at that time was a leading specialist of the institute, organized, allegedly, the country's largest amateur as-sociation of readers, "Soyuz". Information was published that during these years under the Ministry of Aviation Industry of the USSR, with the participation of senior officials of this ministry, an organization of book lovers was created, which became the basis for the formation in the 1980s of the association of "Russian nationalists" "Memory". This infor-mation is given in more detail in the article about the "Fatherland" association. It is possible that this organization of book lovers was the association of readers "Union", created by Speransky (the institute where Speransky worked was subordinate to the Minaviaprom).

Together with like-minded people, with the support of Boris Stukalin (Chairman of the USSR State Committee for Publishing, Printing and Book Trade) and Boris Pastukhov (First Secretary of the Komsomol Central Committee) Anatoly Speransky turned to the CPSU Central Committee with a proposal to create a legal public organization of book lovers. This organization was created in 1974 (All-Union Voluntary Society of Book Lovers). It should be noted that Stukalin and Pastukhov, presumably, were adherents of the ideas of "Russian nationalists" and were in opposition to the "liberal" camp, which had formed long before Gorbachev's perestroika. The son of Boris Stukalin studied at the Moscow Aviation Institute, from which Anatoly Speransky graduated.

The leadership of the USSR Ministry of Aviation Industry played a significant role in the course of perestroika. This is described in more detail in the article about the state-cooperative concern "AST". The scandal in connection with the activities of this concern in 1990 became the reason for the split of the "conservative" group in the governing bodies of the USSR or the reason for the final delimitation of the two groups of influence within the framework of the "conservative" camp. As a result, the influence of Boris Yeltsin, on which a group associated with the leadership of the Ministry of the Aviation Industry, staked, significantly increased.

In the late 1980s, at the research institute where Anatoly Speransky worked, a cooperative "Computer Services" was created under the leadership of mathematician V. Adler, who became the owner of his own paper production. Subsequently, the cooperative was transformed into the firm "KOMUS". According to unconfirmed information, it was in this company that Anatoly Speransky left to work from the institute and took up publishing activities, including the publication of school textbooks and teaching aids.

In 1992, Speransky acted as a co-founder of Scientific and Production Company LION LLP (Moscow). The head of the company was an expert in the field of woodworking Anatoly Stanislavovich Savitsky. Probably, the firm's activities were associated with the paper industry, which played an important role in the publishing activities of Anatoly Speransky.

In 1995 Speransky acted as a co-founder and head of CJSC Energopromstek (Moscow), which carried out technical work with power equipment.

In 1995 Speransky acted as a co-founder and head of the Regional Public Organization "Assistance to the Development of Educational Systems and Technologies" (publishing). In 1999, by the decree of the President of the Russian Federation Boris Yeltsin, Anatoly Speransky, as the president of this public organization, was awarded the title "Honored Worker of Culture of the Russian Federation."

In 1996, Speransky acted as a co-founder of the Regional Public Organization "Harmony of the Structure of the Earth and Planets", which was engaged in publishing in the field of geology.

In 1996, Speransky acted as a co-founder and head of ZAO Knizhny Mir (INN 7701015512). It should be noted that in the same year, a few months later, another CJSC "Book World" (TIN 7706128710) was registered, which eventually grew into a large publishing house. According to the available data, the two firms are not legally connected in any way. The only revealed indirect connection between them is that both directors of these CJSCs (Anatoly Speransky and Dmitry Lobanov) in the 2000s were members of the Expert Council of the chairman of the board of the military-industrial commission of the Russian Federation.

In 1998 Anatoly Speranskiy acted as a co-founder and head of Tekhserviceenergo CJSC (Moscow).

Since 2001, there have been facts of cooperation between Anatoly Speransky and the State Specialized Enterprise for the mechanization of repair work at power plants and networks "REMENERGOMECHANIZATION". However, it is possible that this cooperation began earlier than 2001.

The state enterprise "Remenergomekhanizatsiya" was established in 1994 under the Ministry of Fuel and Energy of the Russian Federation (since 2000 - under the Ministry of Energy of the Russian Federation). According to the available information, in the late 1990s - early 2000s, the enterprise was headed by the management employees of Interenergoservice CJSC, owned by Vyacheslav Ivanovich Barilo. This joint-stock company, founded in 1992, was engaged in the construction of energy facilities in non-CIS countries. It should be noted that in 2001, Igor Khanukovich Yusufov was appointed Minister of Energy of the Russian Federation, who at one time specialized in the construction of energy facilities in non-CIS countries. However, it was not possible to obtain data on his participation in the Interenergoservice and Remenergomekhanizatsia enterprises.

In 2002, vibration acceleration transducers manufactured by the state enterprise Remenergomekhanizatsiya, which were designed to measure vibration acceleration in equipment of the electrical, gas and oil industries, as well as in the aviation and rocket and space industries, were entered into the State Register. According to unconfirmed information, Anatoly Speransky played an important role in the development of this equipment.

In November 2002, in the city of Noginsk, Moscow Region, several legal entities were registered that were related to the activities of the state-owned enterprise "Remenergomekhanizatsiya":
- JSC "Remenergomehanizatsiya" - among the founders were the son of Anatoly Speransky (Speransky Kirill Anatolyevich), as well as the head of the state enterprise "Remenergomehanizatsiya" Kachanov Alexander Nikolaevich - according to available information, in 2003-2004 this company was mainly engaged in the sale of valves;
- LLC GSP-REM - the founders included the already mentioned Alexander Kachanov and the former Deputy Minister of Natural Resources of the Russian Federation Igor Vasilyevich Maskaev, who was brought to the government by Boris Nemtsov, who headed the Ministry of Fuel and Energy of the Russian Federation in 1997 (in the second half of the 2000s years Maskaev headed the state-owned enterprise "Remenergomekhanizatsiya");
- LLC "REM-Vibro" - among the founders were Igor Borisovich Kobyakov (presumably the main developer of vibration transducers at the Remenergomekhanizatsiya enterprise) and Anatoly Speransky - the company continued to develop vibration transducers.

In 2006 Igor Kobyakov, Anatoly Speransky and Leonid Orbachevsky registered ZAO Vector Vibration Monitoring Systems (later, simply ZAO Vector Systems). The company was engaged in the development of security systems for technical facilities based on vector vibration transducers of the REM-vibro company. Work was carried out on the orders of OAO Gazprom and enterprises of the aviation industry.

In 2008, the company announced plans to squeeze out world leaders and, in the future, capture 20-30% of the global monitoring systems market. It was assumed that in 2013 the value of the company will be at least $ 1 billion. The company has not announced the successful implementation of these plans.

In 2011, Anatoly Speransky was elected a full member of the Russian Engineering Academy, in some sources he is referred to as the International Engineering Academy.

In the same year, Speransky took part in a seminar with the loud title "The Search for Truth through the Mechanisms of Sustainable Innovative Development". According to some testimonies, the “key star” of the seminar was the speaker Vladimir Ivanovich Govorov, who argued that “the Russian Proto-language is a language of Divine origin, the Bible is written in it, and it is the primary source of the origin of life in the Universe”. The attitude of Anatoly Speransky to these statements is unknown.

In 2012 in Yekaterinburg at the forum of industry and innovations "Innoprom-2012" it was announced the implementation of the first regional project of the Russian Engineering Academy in cooperation with the Ural branch of RIA. Anatoly Speransky spoke at one of the conferences within the framework of the Innoprom-2012 exhibition. According to Speransky, "in opposition to the immoral international consumer doctrine, the engineering community should take on the functions of expertise, recognition and all support for scientific, research and technological breakthroughs of the world's most talented Russian engineers." Speransky became one of the winners of the Cherepanov Prize, which was presented by the Governor of the Sverdlovsk Region Yevgeny Kuyvashev.

According to information for 2013, Speransky was Vice President for Science and New Technologies of the Russian Engineering Academy and headed the Institute of New (Science-Intensive) Engineering Technologies. He was a member of the Expert Council of the Chairman of the Board of the Military-Industrial Commission of the Russian Federation. It should be noted that the former Deputy Prime Minister of the Russian Federation Oleg Nikolaevich Soskovets was among the vice-presidents of the Russian Engineering Academy.

Summarizing the above, proceeding from the assumption that all the above facts and assumptions are true, a picture of a rather ambiguous personality emerges. As the son of a man accused of “cosmopolitanism,” Anatoly Speransky took part in creating the prototype of the most famous “Russian-nationalist” organization of the 1980s (the Memory Association), which viewed “cosmopolitan liberals” as its main enemies. After that, Speransky, presumably, contributed to the creation of the "liberal" newspaper Kommersant (although there is practically no evidence of this assumption). In the early 2000s, Speransky worked closely with a member of the team of the "Westernizer-liberal" Boris Nemtsov, and in the early 2010s he actively advocated in the "Russian-patriotic" spirit.

The following explanations for this "inconsistency" can be proposed.

The simplest explanation is that some of the above information and assumptions may be incorrect.

The second option: Speransky's ideological preferences were determined by opportunistic considerations. The "conservative" views of the Minaviaprom leadership in the 1970s determined the profitability of participating in the creation of "Russian-patriotic" organizations. The overwhelming influence of the "liberal" camp in the country in the late 1980s could have become a determining factor in lobbying the interests of the founders of the newspaper "Kommersant". To promote scientific developments, the help of officials was needed, and what kind of ideological orientation they were did not really matter. And in the second half of the 2000s, the fashion for “patriotism” reappeared.

The third version from the category of conspiracy theories. Perhaps Anatoly Speransky was related to a group of the ruling elite, which created social movements of the opposite ideological orientation in order to achieve their far-reaching goals. For example, the “Russian-patriotic” and “liberal-cosmopolitan” movements since the second half of the 1950s, despite their obvious opposition, converged in their opposition to the official Soviet ideology and ultimately both contributed to the collapse of the USSR.

Date of information update: 2014.

Перейти на главную страницу

 

Сперанский Анатолий Алексеевич

 

Родился в 1946 году в Архангельске.

Его отцом был Сперанский Алексей Петрович (статья о Сперанском А.П. в Википедии).

В одном из источников сообщалось, что Алексей Сперанский был сослан в Архангельск по «делу врачей». Однако «дело врачей» было инициировано только в начале 1950-х годов, в то время как Алексей Сперанский жил в Архангельске уже в 1946 году. Из Архангельска семья Сперанских переехала в Караганду (Казахская ССР). Следует отметить, что в Казахстан в то время часто ссылали людей, обвиненных в «космополитизме». С 1955 года Алексей Сперанский работал в Москве. К этому времени Иосиф Сталин уже умер и борьба с «космополитизмом» была прекращена. Учитывая эти факты, не исключено, что Алексей Сперанский, действительно, мог быть обвиняемым (или подозреваемым) в связях с «космополитами», а именно в рамках борьбы с «космополитизмом» и было инициировано «дело врачей-вредителей».

Утверждалось, что Анатолий Сперанский является выходцем из старинного русского церковно-медицинского рода Сперанских. Вероятно, имелся в виду род, к которому принадлежал государственный деятель XIX века Михаил Михайлович Сперанский (статья о Сперанском М.М. в Википедии). Так ли это на самом деле неизвестно.

Анатолий Сперанский окончил с отличием авиационный техникум. 12 апреля 1961 года вступил в комсомол.

Высшее образование получил в Московском авиационном институте.

По окончании института получил распределение в научно-исследовательский институт, занимавшийся разработками авиационных систем вооружения. Этот НИИ неоднократно менял названия и в 1990 году получил название ГосНИИАС. В НИИ Анатолий Сперанский прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя руководителя института академика Е.А.Федосова.

Интересно, что Евгений Федосов, руководивший институтом с 1970 по 2006 год, в своей книге «Полвека в авиации» упоминал многих своих заместителей, но ни словом не обмолвился об Анатолии Сперанском. Упоминая своих заместителей, Федосов их всех называл по фамилии, но в одном месте он сделал исключение и сообщил, что один из заместителей (не упоминая фамилии) попросил его поручиться перед Фрунзенским райисполкомом для регистрации кооператива, который организовал журналист Владимир Яковлев (сын главного редактора газеты «Московские новости»). Федосов утверждал, что это был кооператив «Темп», но в реальности это был, вероятно, кооператив «Факт», который работал как информационно-справочная служба. Федосов дал добро на поддержку кооператива. Институт предоставил кооперативу в аренду несколько компьютеров, которые в конце 1980-х годов были дефицитным и дорогостоящим товаром. Через год на базе этого кооператива была создана одна из самых влиятельных российских газет – «Коммерсантъ». Не исключено, что этим таинственным заместителем руководителя института, лоббировавшим интересы кооператива, мог быть Анатолий Сперанский. Следует отметить, что газету «Московские новости» (возглавлял которую в 1980-х годах отец кооператора Владимира Яковлева) закрывали в 1949 году в рамках борьбы с «космополитизмом», а снова начали издавать в 1956 году (параллели с биографией отца Анатолия Сперанского). Во время горбачевской перестройки «Московские новости» стояли на позициях «либерального» лагеря.

НИИ, в котором работал Сперанский, специализировался на разработках автоматизированных систем, которые были передовым рубежом научно-технической революции в 1970-1980-х годах, вследствие чего институту уделялось особое внимание со стороны государства. Кроме того, специалисты в области автоматизации участвовали в разработках систем управления, которые находили применение не только в технической области, но и в сфере государственного управления. Одним из признанных в стране авторитетов в области теории управления был свердловчанин Красовский Николай Николаевич. Начинал заниматься изучением теории управления и Березовский Борис Абрамович, которого в 1990-х годах называли «серым кардиналом» Кремля.

Ориентировочно в начале 1970-х годов Анатолий Сперанский, который в то время был ведущим специалистом института, организовал, якобы, самое крупное в стране любительское объединение читателей "Союз". Публиковалась информация, что в эти годы при Министерстве авиационной промышленности СССР с участием руководящих сотрудников этого министерства была создана организация книголюбов, которая стала основой для формирования в 1980-х годах объединения «русских националистов» «Память». Подробнее эта информация приведена в статье про объединение «Отечество». Не исключено, что этой организацией книголюбов и было объединение читателей «Союз», созданное Сперанским (институт, в котором работал Сперанский, находился в подчинении Минавиапрома).

Вместе с единомышленниками при поддержке Бориса Стукалина (председатель Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли) и Бориса Пастухова (первый секретарь ЦК ВЛКСМ) Анатолий Сперанский обратился в ЦК КПСС с предложением о создании легальной общественной организации книголюбов. Эта организация была создана в 1974 году (Всесоюзное добровольное общество любителей книги). Следует отметить, что Стукалин и Пастухов, предположительно, были приверженцами идей «русских националистов» и находились в оппозиции к «либеральному» лагерю, который сформировался задолго до горбачевской перестройки. Сын Бориса Стукалина учился в Московском авиационном институте, который окончил Анатолий Сперанский.

Руководство Министерства авиационной промышленности СССР сыграло значимую роль в ходе перестройки. Подробнее это описано в статье про государственно-кооперативный концерн «АНТ». Скандал в связи с деятельностью этого концерна в 1990 году стал причиной раскола «консервативной» группы в руководящих органах СССР либо причиной окончательного размежевания двух групп влияния в рамках «консервативного» лагеря. В результате чего, значительно усилилось влияние Бориса Ельцина, на которого сделала ставку группа, связанная с руководством Министерства авиационной промышленности.

 

В конце 1980-х годов при НИИ, в котором работал Анатолий Сперанский, был создан кооператив «Компьютерные услуги» под руководством математика В.Адлера, ставшего владельцем собственного бумажного производства. Впоследствии кооператив трансформировался в фирму «КОМУС». По неподтвержденной информации, именно в эту фирму Анатолий Сперанский ушел работать из института и занялся издательской деятельностью, в том числе изданием школьных учебников и учебных пособий.

В 1992 году Сперанский выступил в качестве соучредителя ТОО «Научно-производственная компания «ЛИОН» (Москва). Руководителем фирмы был специалист в области деревообработки Савицкий Анатолий Станиславович. Вероятно, деятельность фирмы была связана с бумажной промышленностью, которая играла важную роль в издательской деятельности Анатолия Сперанского.

В 1995 году Сперанский выступил в качестве соучредителя и руководителя ЗАО «Энергопромстэк» (Москва), которое осуществляло технические работы с энергооборудованием.

В 1995 году Сперанский выступил в качестве соучредителя и руководителя Региональной общественной организации «Содействие развитию образовательных систем и технологий» (издательская деятельность). В 1999 году указом Президента РФ Бориса Ельцина Анатолию Сперанскому как президенту этой общественной организации было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ».

В 1996 году Сперанский выступил в качестве соучредителя Региональной общественной организации «Гармония строения Земли и планет», которая занималась издательской деятельностью в области геологии.

В 1996 году Сперанский выступил в качестве соучредителя и руководителя ЗАО «Книжный мир» (ИНН 7701015512). Следует отметить, что в этом же году через несколько месяцев было зарегистрировано другое ЗАО «Книжный мир» (ИНН 7706128710), которое со временем выросло в крупное издательство. По имеющимся данным, юридически эти две фирмы никак не связаны. Единственная выявленная косвенная связь между ними заключается в том, что оба директора этих ЗАО (Анатолий Сперанский и Дмитрий Лобанов) в 2000-х годах входили в состав Экспертного совета председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ.

 

В 1998 году Анатолий Сперанский выступил в качестве соучредителя и руководителя ЗАО «Техсервисэнерго» (Москва).

С 2001 года отмечаются факты сотрудничества Анатолия Сперанского с Государственным специализированным предприятием по механизации ремонтных работ на электростанциях и в сетях "РЕМЭНЕРГОМЕХАНИЗАЦИЯ". Впрочем, не исключено, что это сотрудничество началось и ранее 2001 года.

Госпредприятие «Ремэнергомеханизация» было учреждено в 1994 году при министерстве топлива и энергетики РФ (с 2000 года – при министерстве энергетики РФ). По имеющейся информации, в конце 1990-х – начале 2000-х годов предприятие возглавляли руководящие сотрудники ЗАО «Интерэнергосервис», владельцем которого был Барило Вячеслав Иванович. Данное акционерное общество, учрежденное в 1992 году, занималось строительством энергетических объектов в странах дальнего зарубежья. Следует отметить, что в 2001 году министром энергетики РФ был назначен Юсуфов Игорь Ханукович, который в свое время специализировался на строительстве энергетических объектов в странах дальнего зарубежья. Однако данных о его участии в предприятиях «Интерэнергосервис» и «Ремэнергомеханизация» получить не удалось.

В 2002 году в Государственный реестр были внесены вибропреобразователи ускорения, изготовленные госпредприятием «Ремэнергомеханизация», которые были предназначены для измерения виброускорения в оборудовании электротехнической, газовой и нефтяной промышленности, а также в авиационной и ракетно-космической отрасли. По неподтвержденной информации, важную роль в разработке этого оборудования сыграл Анатолий Сперанский.

В ноябре 2002 года в городе Ногинске Московской области было зарегистрировано несколько юридических лиц, имевших отношение к деятельности госпредприятия «Ремэнергомеханизация»:

- ЗАО «Ремэнергомеханизация» – в числе учредителей выступили сын Анатолия Сперанского (Сперанский Кирилл Анатольевич), а также руководитель госпредприятия «Ремэнергомеханизация» Качанов Александр Николаевич – по имеющейся информации, в 2003-2004 годах эта компания занималась, главным образом, продажей запорной арматуры;

- ООО «ГСП-РЭМ» – в число учредителей входили уже упоминавшийся Александр Качанов и бывший заместитель министра природных ресурсов РФ Маскаев Игорь Васильевич, которого в правительство привел Борис Немцов, руководивший министерством топлива и энергетики РФ в 1997 году (во второй половине 2000-х годов Маскаев возглавил госпредприятие «Ремэнергомеханизация»);

- ООО «РЭМ-Вибро» – в число учредителей вошли Кобяков Игорь Борисович (предположительно, основной разработчик вибропреобразователей предприятия «Ремэнергомеханизация») и Анатолий Сперанский – компания продолжила разработку вибропреобразователей.

 

В 2006 году Игорь Кобяков, Анатолий Сперанский и Леонид Орбачевский зарегистрировали ЗАО «Векторные системы вибромониторинга» (впоследствии, просто ЗАО «Векторные системы»). Компания занималась разработкой систем безопасности технических объектов на базе векторных вибропреобразователей компании «РЭМ-вибро». Выполнялись работы по заказам ОАО «Газпром» и предприятий авиационной промышленности.

В 2008 году компания заявляла о планах потеснить мировых лидеров и в перспективе захватить 20-30% мирового рынка систем мониторинга. Предполагалось, что в 2013 году стоимость компании составит не менее 1 млрд долларов. Об успешной реализации этих планов компания не заявляла.

 

В 2011 году Анатолий Сперанский был избран действительным членом Российской инженерной академии, в некоторых источниках упоминается как Международная инженерная академия.

В этом же году Сперанский принял участие в семинаре с громким названием «Поиск истины с помощью механизмов устойчивого инновационного развития». По некоторым свидетельствам, «ключевой звездой» семинара стал докладчик Говоров Владимир Иванович, который утверждал, что «Русский Праязык – язык Божественного происхождения, на нем написана Библия, и он является первоистоком зарождения жизни во Вселенной». Отношение Анатолия Сперанского к этим утверждениям неизвестно.

В 2012 году в Екатеринбурге на форуме промышленности и инноваций «Иннопром-2012» было объявлено о реализации первого регионального проекта Российской инженерной академии в сотрудничестве с Уральским отделением РИА. На одной из конференций в рамках выставки «Иннопром-2012» выступил Анатолий Сперанский. По словам Сперанского, «в противовес аморальной международной потребительской доктрине, сообщество инженеров должно взять на себя функции экспертизы, признания и всяческой поддержки научных, исследовательских и технологических прорывов самых талантливых в мире российских инженеров». Сперанский вошел в число лауреатов премии имени Черепановых, которую вручал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

По информации на 2013 год Сперанский был вице-президентом по науке и новым технологиям Российской инженерной академии и возглавлял Институт новых (наукоемких) инженерных технологий. Входил в состав Экспертного совета председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ. Следует отметить, что в числе вице-президентов Российской инженерной академии присутствовал бывший заместитель председателя правительства РФ Сосковец Олег Николаевич.

 

Резюмируя вышеизложенное, исходя при этом из предположения, что верны все приведенные выше факты и допущения, вырисовывается картина довольно неоднозначной личности. Будучи сыном человека, обвиненного в «космополитизме», Анатолий Сперанский принимал участие в создании прообраза самой известной «русско-националистической» организации 1980-х годов (объединения «Память), которая рассматривала «космополитов-либералов» в качестве главных врагов. После этого Сперанский, предположительно, способствовал созданию «либеральной» газеты «Коммерсантъ» (хотя доказательств этого предположения нет практически никаких). В начале 2000-х годов Сперанский тесно сотрудничал с членом команды «западника-либерала» Бориса Немцова, а в начале 2010-х годов активно выступает в «русско-патриотическом» духе.

Можно предложить следующие объяснения такой «непоследовательности».

Самое простое объяснение заключается в том, что часть приведенных выше сведений и допущений могут быть неверными.

Второй вариант: идеологические предпочтения Сперанского определялись конъюнктурными соображениями. «Консервативные» взгляды руководства Минавиапрома в 1970-х годах определяли выгодность участия в создании «русско-патриотических» организаций. Перевес влияния «либерального» лагеря в стране в конце 1980-х годов мог стать определяющим фактором в лоббировании интересов создателей газеты «Коммерсантъ». Для продвижения научных разработок понадобилась помощь чиновников, и какой они были идеологической направленности, не имело большого значения. А во второй половине 2000-х годов снова появилась мода на «патриотизм».

Третий вариант из разряда конспирологических теорий. Возможно, Анатолий Сперанский имел отношение к группе властной элиты, которая создавала общественные движения противоположной идеологической направленности, для достижения своих далеко идущих целей. Так, например, «русско-патриотическое» и «либерально-космополитическое» движения со второй половины 1950-х годов, несмотря на очевидную противопоставленность, сходились в своей оппозиционности по отношению к официальной советской идеологии и в конечном итоге оба способствовали развалу СССР.

 

 

Дата актуализации информации: 2014 год.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы хотите дополнить или опровергнуть информацию, помещенную на данном сайте, присылайте имеющиеся у вас сведения по адресу mail@elitehistory.info