Go to home page

The history of the formation of the political and economic elite in the Sverdlovsk region

Valery Viktorovich Skripchenko

Valery Viktorovich Skripchenko was born on February 14, 1952 in the Fedorovsky district of the Kostanay region of the Kazakh SSR.

Father is a combine technician-agronomist, mother is a rationing accountant.

In 1975 he graduated from the Faculty of Physics of the Ural State University with a degree in Physics of Magnetic Phenomena. During his studies he was the commander of the student construction brigade "Optimist".

From 1975 to 1978 he worked as a senior engineer at the Ural Center for Metrology and Standardization.

1978-1982 - senior engineer, chief metrologist of the Uralchermet PMO.

1982-1987 - Research Fellow, Deputy Head of the Laboratory of the Ural Research Institute of Ferrous Metals.

In 1983-1985 , a team of researchers from the Ural Research Institute of Ferrous Metals under the leadership of Valery Skripchenko developed and implemented a new technology for the production of ferrosilicovanadium at the Kuznetsk Ferroalloy Plant. According to Skripchenko, the effect of the introduction of this technology amounted to 23 million rubles. A film was made about this on Sverdlovsk television. The film was watched by the chairman of the Sverdlovsk regional executive committee Oleg Lobov, who met with Valery Skripchenko and instructed his deputy to assist in the implementation of Skripchenko's plans.

In 1986, Valery Skripchenko was engaged in the development of the regulatory framework for the centers of scientific and technical creativity of youth (CSTCY).

At the beginning of 1987, the chief editor of youth programs of the Central Television of the USSR, Eduard Sagalaev, came to Sverdlovsk, who met with Valery Skripchenko and invited him to Moscow. According to Skripchenko, this trip contributed to the fact that in March 1987 the Chairman of the Council of Ministers of the USSR Nikolai Ryzhkov approved the resolution "On STCY Centers", which was being prepared by the Central Committee of the Komsomol.

In 1987, Valery Skripchenko was approved as the director of the Sverdlovsk STCY Center, which was created with the active participation of the Ural Polytechnic Institute (UPI) and the Kirov District Committee of the All-Union Leninist Young Communist League of Sverdlovsk.

As of 1989, Valery Skripchenko was concurrently chairman of the All-Union Board of Directors of STCY Centers.

In 1989, on the initiative of Valery Skripchenko, the first commercial bank of the Sverdlovsk region was organized - the Sverdlovsk Commercial Bank for Social and Economic Development of the Territory (KUB-Bank). One of its founders was the Sverdlovsk CSTCY headed by Skripchenko.

In 1989, Valery Skripchenko actively supported the activities of the Democratic Choice movement. The Sverdlovsk CSTCY CSTCY headed by Skripchenko organized information support for the disgraced Boris Yeltsin and the USSR People's Deputies Gennady Burbulis and Vladimir Volkov, elected in 1989 from the Democratic Choice movement, who were included in the Interregional Deputy Group of the Congress of People's Deputies of the USSR, which was in opposition to the conservative wing Central Commit-tee of the CPSU.

In 1990, Valery Skripchenko was elected a people's deputy of the RSFSR from the Democratic Choice movement, as well as a deputy of the Sverdlovsk Regional Council of People's Deputies.

In 1990, Valery Skripchenko was nominated for the position of chairman of the Sverdlovsk city executive committee, presumably with the support of the chairman of the Sverdlovsk city council of people's deputies Yuri Samarin, who in the past was a representative of the Sverdlovsk CSTCY at the Kalinin Machine-Building Plant. As a result of a stubborn struggle, the representative of the "democratic forces" Valery Skripchenko was defeated and was only approved by the deputy chairman of the Sverdlovsk city executive committee. Yuri Novikov, a representative of the former bureaucratic apparatus, was approved as chairman of the city executive committee. It was argued that one of the main arguments against the approval of Valery Skripchenko was his excessive workload as a deputy in the Supreme Soviet of the RSFSR and the Sverdlovsk Regional Council of People's Deputies.

Until 1992, Valery Skripchenko combined the work of a deputy of the Supreme Soviet of the RSFSR, the Sverdlovsk Regional Council of People's Deputies and the Deputy City Executive Committee of Sverdlovsk, constantly moving between Sverdlovsk and Moscow.

According to Skripchenko, it was he who, while working in the Supreme Soviet of the RSFSR, convinced Boris Yeltsin that the Central Bank of Russia should become independent of the Russian government and report only to the Supreme Soviet.

In 1990, when the privatization of state banks of the USSR began, a working group was created with the participation of Valery Skripchenko to prepare a resolution of the Supreme Soviet of the RSFSR "On Russian banks", which was designed to intercept the initiative of privatization of state banks from the leadership of the USSR. The resolution was adopted on July 13, 1990. As a result of the flared up conflict between the leadership of the USSR, on the one hand, and the leadership of the RSFSR, on the other, according to Valery Skripchenko, a compromise solution was made that suited both sides. Unfortunately, Valery Skripchenko does not describe the essence of this decision in his memoirs.

Valery Skripchenko was not an expert in banking and in making decisions was guided by the opinion of familiar specialists, in particular, the head of the Sverdlovsk regional department of the State Bank of the USSR Sergei Vasilyevich Sorvin, who actively collaborated with Valery Skripchenko when creating the first Sverdlovsk commercial bank - KUB-bank. When creating the Central Bank of the Russian Federation, Skripchenko proposed Sorvin for the post of chairman of the Central Bank, but it did not work out.

At the beginning of 1992, Valery Skripchenko began working on a permanent basis in the Supreme Soviet of the Russian Federation, took the position of Deputy Chairman of the Commission on Budget, Plans, Taxes and Prices of the Council of the Republic. Valery Skripchenko initiated the creation of a subcommittee on banks of this Commission. Became a member of the Banking Subcommittee and also a member of the Precious Stones and Metals Subcommittee.

Valery Skripchenko was a member of the Smena (New Politics) faction.

In 1992, Valery Skripchenko criticized the economic reforms of the Russian government, calling them not reforms, but “collapse”.

Judging by the recollections of Valery Skripchenko, during this period of time he was much closer to the Chairman of the Supreme Soviet of the Russian Federation Ruslan Khasbulatov than to the Secretary of State of the Russian Federation Gennady Burbulis, a personal conflict between whom, perhaps, was one of the reasons why the confrontation between the President and the Parliament of the Russian Federation was not managed to overcome without bloodshed. Burbulis, like Skripchenko, was from Sverdlovsk. Skripchenko was elected a People's Deputy of Russia from the Democratic Choice movement, the creator of which was Burbulis. Nevertheless, Skripchenko was more focused on Khasbulatov than on Burbulis. Perhaps the reason for this was that Skripchenko enjoyed the support of another resident of Sverdlovsk surrounded by Boris Yeltsin – the moderate conservative Oleg Lobov, who was in conflict with a group of "radical liberal economists" (Yegor Gaidar, Anatoly Chubais), who came to the Russian government with the help of Gennady Burbulis.

Perhaps Oleg Lobov connections in the military-industrial complex, in particular, in the aircraft industry, could become the reason that Valery Skripchenko in 1992 took part in solving problematic issues of the MAPO "MiG". With the participation of Skripchenko, a commercial "MAPO-Bank" was created to finance the modernization of MiG aircraft and ensure their export. Since the activities of MAPO-Bank were related to the export of weapons, high-ranking officials of the Russian Foreign Intelligence Service, who oversaw the activities of the state company Rosvooruzhenie, which was a monopoly in the export of weapons, took an active part in the creation of the bank. The state company Rosvooruzhenie was formally controlled by the Ministry of Foreign Economic Relations of the Russian Federation, which was headed by the representative of the "radical liberal economists" Pyotr Aven. When a conflict broke out between the ministry and the Rosvooruzhenie company, Valery Skripchenko proposed creating a commission of the Supreme Soviet of the Russian Federation to check the activities of the ministry of foreign economic relations. As a result, a commission was created to control the use of foreign exchange funds and foreign loans, chaired by Valery Skripchenko. In this position, Skripchenko defended the interests of the state company Rosvooruzheniye in a conflict with the Ministry of Foreign Economic Relations, to which Rosvooruzhenie was formally subordinate, and also advocated removing the Committee on Precious Stones and Metals from the jurisdiction of the Ministry of Finance of the Russian Federation. It should be noted that Roskomdragmet was controlled by immigrants from Sverdlovsk, who could well belong to the same group of influence as the leadership of Rosvooruzheniye, whose representative in the top leadership of the country was Secretary of the Security Council of the Russian Federation Oleg Lobov. The Ministry of Foreign Economic Relations and the Ministry of Finance, in turn, were controlled by a rival influence group.

In June-July 1993, Valery Skripchenko strongly opposed the declaration of the Sverdlovsk region as the Ural Republic, arguing that this could lead to the final disintegration of Russia. Nevertheless, the regional Council of People's Deputies approved the initiative of the head of the Sverdlovsk region administration, Eduard Rossel, to grant the Sverdlovsk region the status of a republic in order to increase the region's economic independence.

In October 1993, during a violent confrontation between the President and the Parliament of the Russian Federation, Valery Skripchenko was in the building of the House of Soviets, that is, he could be ranked among the supporters of the Chairman of the Supreme Soviet of the Russian Federation Ruslan Khasbulatov and Vice President of the Russian Federation Alexander Rutskoy - opponents of the President of the Russian Federation Boris Yeltsin.

After the liquidation of the Supreme Soviet of the Russian Federation, Valery Skripchenko moved to work in the Committee for Gems and Metals of the Russian Federation as the head of the scientific and technical department. There were many residents of Sverdlovsk in the leadership of Roskomdragmet, who probably contributed to the appointment of Skripchenko. So the chairman of Roskomdragmet was the former director of the Sverdlovsk non-ferrous metal processing plant Yevgeny Bychkov, and his deputy was the former chairman of the KGB department for the Sverdlovsk region, Yuri Kornilov.

In 1996, another scandal related to possible machinations of members of Roskomdragmet cost Evgeny Bychkov the post of chairman of Roskomdragmet. Information was published that Valery Skripchenko could contribute to the development of this scandal, who supposedly hoped to take the post of deputy chairman of Roskomdragmet. According to Skripchenko, not only the leadership of Roskomdragmet, but also former high-ranking members of the Russian government, in particular Yegor Gaidar, could be involved in the fraud with precious stones. It is quite possible that the scandal, in fact, was initiated by persons close to Gaidar and who were in charge of the RF Ministry of Finance. These people could not gain control over Roskomdragmet, which was formally subordinate to the Ministry of Finance, but in reality was controlled by a rival group of influence. Skripchenko, on the other hand, shifted attention from those who in reality stood behind the leadership of Roskomdragmet ("conservative siloviki"), to those to whom Roskomdragmet obeyed only on paper ("radical liberals").

In the book by Alexander Maksimov, "Bandits in White Collar", it was mentioned that Lieutenant-General of Police Bogdanov Pyotr Stepanovich, who until 1991 headed the Main Internal Affairs Directorate of Moscow, could be involved in this scam in Roskomdragmet.

In 1996, Valery Skripchenko left Roskomdragmet and took the position of deputy chairman of the board of MAPO-Bank, in the creation of which Skripchenko took part in 1992-1993. In 1995, a department of precious metals was created in MAPO-Bank, and Valery Skripchenko, with his experience in Roskomdragmet, oversaw the bank's projects in this area, in particular, gold mining in Buryatia.

Valery Skripchenko acted as a co-author of a patent for the heap leaching technology, which was used in gold mining in Buryatia. Subsequently, Skripchenko became one of the founders of commercial firms in Buryatia engaged in gold mining: Artel of Prospectors Enthusiasts LLC and Karalon-Mining LLC. Among the co-founders of these firms were the heads of one of the oldest gold mining organizations in Yakutia (the Amga miners' artel). In 2006, the Amalgama Gold Industrial Company LLC was established in Moscow. The founders of the company included the aforementioned gold mining companies: Artel of Prospectors of Enthusiasts LLC, Karalon-Mining LLC, Production Cooperative Amga Prospectors' Artel.

In 1998, Valery Skripchenko took over as president of the Diamond Technologies Association, a non-profit organization. The Association was founded in February 1998 by a number of state-owned enterprises, among which was the State Unitary Enterprise “Research and Production Enterprise“ Volna ”, an enterprise of the military-industrial complex, in the building of which the Diamond Technologies Association was located in Moscow.

From 1999 to 2004, Valeriy Skripchenko worked in the companies Produkty Pitaniya SNG and Produkty Pitaniya Nuova LLC. These firms were part of the Foodstuffs group of companies, whose main owner was Stefano Vlahovic, an Italian citizen of Croatian origin. Until 1998, Vlakhovich headed the Russian representative office of the world's largest chicken producer, the American company Tyson Foods. In the first half of the 1990s, the main importer of Tyson Foods products in Russia was the Soyuzkontrakt company, one of the leaders of which was Sergei Nikolayevich Popov, who appeared in the media as one of the leaders of the Podolsk organized criminal group. In the mid-1990s, Tyson Foods opened its own representative office in Moscow, and in the second half of the 1990s, the head of the representative office, Stefano Vlahovich, created his own company, Foodstuffs. Despite the fact that the company's own production facilities were located in the Kaliningrad region, its main office was located in Moscow at the same address as the representative office of Tyson Foods. Researchers at Tyson Foods noted that the company preferred to create formally independent, but in fact, subsidiaries in the consumer countries of its products, which allegedly sold their products, although the raw materials for it were supplied by Tyson Foods. This made it possible to hide the facts of the use of genetically modified products, as well as create the illusion of developing their own agricultural production in consumer countries, which added political points to the leadership of these countries, which in turn gave the green light to the activities of Tyson Foods.

Until 2008, the main legal entity of Stefano Vlakhovich's company, Produkty Pitaniya Holding, belonged to an offshore company from the British Virgin Islands, Portex Ventures Corp., which was registered by the Commonwealth Trust Limited. There is reason to believe that this trust company could have been created with the participation of high-ranking Russian civil servants from the circle of the former secretary of the Russian Security Council Oleg Lobov. In addition, information was published that the owner of Commonwealth Trust Limited is allegedly entrepreneur Nikolai Anatolyevich Zhukov, who was closely associated with the management of Soyuzcontract, the main partner of Tyson Foods in Russia. Perhaps this is a coincidence. However, it is possible that the Produkty Pitaniya group of companies was controlled by persons close to Oleg Lobov's entourage, which allowed Valery Skripchenko to find a job in this company, since Skripchenko himself once enjoyed Lobov's patronage.

According to unconfirmed information, Lieutenant General of the Police Alexander Ivanovich Gurov, who until 1991 headed the Sixth Main Directorate of the USSR Ministry of Internal Affairs for Combating Organized Crime, was associated with the group of persons who controlled the Foodstuffs company, and in 1999 became one of the leaders of the newly created movement "Unity", from which later grew the party "United Russia".

Valery Skripchenko was married, had a son and a daughter.

Valery Skripchenko died in 2006.

Date of information update - 2018.

Перейти на главную страницу

 

Скрипченко Валерий Викторович

 

 

Скрипченко Валерий Викторович родился 14 февраля 1952 года в Федоровском районе Кустанайской области Казахской ССР.

Отец – комбайнер-техник-агроном, мать – нормировщик-бухгалтер.

 

В 1975 году окончил физический факультет Уральского государственного университета по специализации «Физика магнитных явлений». В годы учебы был командиром студенческого строительного отряда "Оптимист".

 

С 1975 по 1978 год работал старшим инженером в Уральском центре метрологии и стандартизации.

В 1978-1982 годах - старший инженер, главный метролог ПМО "Уралчермет".

В 1982-1987 годах – научный сотрудник, заместитель начальника лаборатории Уральского научно-исследовательского института черных металлов.

 

В 1983-1985 годах команда научных сотрудников Уральского НИИ черных металлов под руководством Валерия Скрипченко разработала и внедрила на Кузнецком ферросплавном заводе новую технологию производства ферросиликованадия. По словам Скрипченко, эффект от внедрения этой технологии составил 23 миллиона рублей. Об этом был создан фильм на свердловском телевидении. Фильм посмотрел председатель свердловского облисполкома Олег Лобов, который встретился с Валерием Скрипченко и дал указание своему заместителю оказать содействие в реализации замыслов Скрипченко.

 

В 1986 году Валерий Скрипченко занимался разработкой нормативной базы центров научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ).

В начале 1987 года в Свердловск приезжал главный редактор молодежных программ Центрального телевидения СССР Эдуард Сагалаев, который встретился с Валерием Скрипченко и пригласил его в Москву. По словам Скрипченко, эта поездка поспособствовала тому, что в марте 1987 года председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым было утверждено постановление «О центрах НТТМ», которое готовилось в ЦК ВЛКСМ.

 

В 1987 году Валерий Скрипченко был утвержден директором центра НТТМ «Свердловск», который был создан при активном участии Уральского политехнического института (УПИ) и Кировского райкома ВЛКСМ Свердловска.

По данным на 1989 год Валерий Скрипченко по совместительству был председателем Всесоюзного совета директоров центров НТТМ.

 

В 1989 году по инициативе Валерия Скрипченко был организован первый коммерческий банк Свердловской области – «Свердловский коммерческий банк социально-экономического развития территории» («КУБ-банк»). Одним из его учредителей стал ЦНТТМ «Свердловск», возглавляемый Скрипченко.

 

В 1989 году Валерий Скрипченко активно поддерживал деятельность движения «Демократический выбор». Возглавляемый Скрипченко ЦНТТМ «Свердловск» организовал информационную поддержку опальному Борису Ельцину и избранным в 1989 году от движения «Демократический выбор» народным депутатам СССР Геннадию Бурбулису и Владимиру Волкову, вошедшим в состав Межрегиональной депутатской группы Съезда народных депутатов СССР, которая находилась в оппозиции к консервативному крылу ЦК КПСС.

В 1990 году Валерий Скрипченко был избран народным депутатом РСФСР от движения «Демократический выбор», а также депутатом Свердловского областного Совета народных депутатов.

В 1990 году Валерий Скрипченко выдвигался на должность председателя Свердловского горисполкома, предположительно, при поддержке председателя Свердловского городского Совета народных депутатов Юрия Самарина, который в прошлом был представителем ЦНТТМ «Свердловск» на Машиностроительном заводе им.Калинина. В результате упорной борьбы представитель «демократических сил» Валерий Скрипченко потерпел поражение и был утвержден только заместителем председателя Свердловского горисполкома. Председателем же горисполкома был утвержден представитель прежнего бюрократического аппарата Юрий Новиков. Утверждалось, что одним из основных доводов против утверждения Валерия Скрипченко была его чрезмерная загруженность работой депутатом в Верховном Совете РСФСР и Свердловском областном Совете народных депутатов.

 

До 1992 года Валерий Скрипченко совмещал работу депутата Верховного Совета РСФСР, Свердловского областного Совета народных депутатов и заместителя горисполкома Свердловска, постоянно перемещаясь между Свердловском и Москвой.

По словам Скрипченко, именно он, работая в Верховном Совете РСФСР, убедил Бориса Ельцина в том, что Центральный банк России должен стать независимым от правительства России и отчитываться только перед Верховным Советом.

В 1990 году, когда началась приватизация государственных банков СССР, при участии Валерия Скрипченко была создана рабочая группа по подготовке постановления Верховного Совета РСФСР «О банках России», которое было призвано перехватить инициативу приватизации госбанков у руководства СССР. Постановление было принято 13 июля 1990 года. В результате разгоревшегося конфликта между руководством СССР с одной стороны и руководством РСФСР с другой, по словам Валерия Скрипченко, было принято компромиссное решение, которое устроило обе стороны. Суть этого решения Валерий Скрипченко в своих воспоминаниях, к сожалению, не описывает.

Валерий Скрипченко не был специалистом в банковском деле и в принятии решений ориентировался на мнение знакомых специалистов, в частности, начальника Свердловского областного управления Госбанка СССР Сорвина Сергея Васильевича, который активно сотрудничал с Валерием Скрипченко при создании первого свердловского коммерческого банка – КУБ-банка. При создании Центрального банка РФ Скрипченко предлагал Сорвина на должность председателя Центрального банка, но не сложилось.

 

В начале 1992 года Валерий Скрипченко начал на постоянной основе работать в Верховном Совете РФ, занял должность заместителя председателя Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам Совета Республики. Валерий Скрипченко был инициатором создания подкомитета по банкам этой Комиссии. Стал членом подкомитета по банкам, а также членом подкомитета по драгоценным камням и металлам.

Валерий Скрипченко входил в состав фракции "Смена" (Новая политика).

 

В 1992 году Валерий Скрипченко критиковал экономические реформы правительства РФ, называя их не реформами, а «развалом».

 

Судя по воспоминаниям Валерия Скрипченко, в этот период времени он был гораздо ближе к председателю Верховного Совета РФ Руслану Хасбулатову, чем к госсекретарю РФ Геннадию Бурбулису, личный конфликт между которыми, возможно, стал одной из причин, по которым противостояние между президентом и парламентом РФ не удалось преодолеть без кровопролития. Бурбулис, как и Скрипченко, был из Свердловска. Скрипченко был избран народным депутатом России от движения «Демократический выбор», создателем которого был Бурбулис. Тем не менее, Скрипченко в большей степени ориентировался на Хасбулатова, чем на Бурбулиса. Возможно, причиной этому было то, что Скрипченко пользовался поддержкой другого свердловчанина в окружении Бориса Ельцина – умеренного консерватора Олега Лобова, который конфликтовал с группой «радикальных либеральных экономистов» (Егор Гайдар, Анатолий Чубайс), пришедших в правительство РФ при помощи Геннадия Бурбулиса.

 

Возможно, связи Олега Лобова в оборонно-промышленном комплексе, в частности, в авиастроительной отрасли, могли стать причиной того, что Валерий Скрипченко в 1992 году принимал участие в решении проблемных вопросов МАПО «МиГ». При участии Скрипченко был создан коммерческий «МАПО-банк» для финансирования модернизации самолетов «МиГ» и обеспечения их экспорта. Поскольку деятельность «МАПО-банка» была связана с экспортом вооружения, в создании банка принимали активное участие высокопоставленные сотрудники Службы внешней разведки РФ, курировавшие деятельность государственной компании «Росвооружение», которая была монополистом в сфере экспорта вооружения. Госкомпания «Росвооружение» формально была подконтрольна министерству внешнеэкономических связей РФ, которое возглавлял представитель «радикальных либеральных экономистов» Петр Авен. Когда начался конфликт между министерством и компанией «Росвооружение», Валерий Скрипченко предложил создать комиссию Верховного Совета РФ для проверки деятельности министерства внешнеэкономических связей. В итоге была создана комиссия по контролю за использованием валютных средств и иностранных кредитов, председателем которой стал Валерий Скрипченко. На этом посту Скрипченко защищал интересы госкомпании «Росвооружение» в конфликте с министерством внешнеэкономических связей, которому «Росвооружение» формально подчинялось, а также выступал за выведение Комитета по драгоценным камням и металлам из ведения министерства финансов РФ. Следует отметить, что контролировали Роскомдрагмет выходцы из Свердловска, которые вполне могли относиться к той же группе влияния, что и руководство «Росвооружения», представителем которой в высшем руководстве страны был секретарь Совета безопасности РФ Олег Лобов. Министерство внешнеэкономических связей и министерство финансов, в свою очередь, контролировала конкурирующая группа влияния.

 

В июне-июле 1993 года Валерий Скрипченко выступил категорически против объявления Свердловской области Уральской республикой, утверждая, что это может привести к окончательному распаду России. Тем не менее, областной Совет народных депутатов одобрил инициативу главы администрации Свердловской области Эдуарда Росселя о присвоении Свердловской области статуса республики для повышения экономической самостоятельности региона.

 

В октябре 1993 года во время силового противостояния президента и парламента РФ Валерий Скрипченко находился в здании Дома Советов, то есть мог быть причислен к сторонникам председателя Верховного Совета РФ Руслана Хасбулатова и вице-президента РФ Александра Руцкого – противникам президента РФ Бориса Ельцина.

 

После ликвидации Верховного Совета РФ Валерий Скрипченко перешел на работу в Комитет по драгоценным камням и металлам РФ на должность начальника научно-технического управления. В руководстве Роскомдрагмета было много свердловчан, которые, вероятно, и поспособствовали назначению Скрипченко. Так председателем Роскомдрагмета был бывший директор Свердловского завода по обработке цветных металлов Евгений Бычков, а его заместителем – бывший председатель Управления КГБ по Свердловской области Юрий Корнилов.

В 1996 году очередной скандал, связанный с возможными махинациями членов Роскомдрагмета, стоил Евгению Бычкову должности председателя Роскомдрагмета. Публиковалась информация, что поспособствовать развитию этого скандала мог Валерий Скрипченко, который, якобы, рассчитывал занять должность заместителя председателя Роскомдрагмета. По словам Скрипченко, к махинациям с драгоценными камнями могло быть причастно не только руководство Роскомдрагмета, но и бывшие высокопоставленные члены правительства РФ, в частности Егор Гайдар. Вполне возможно, что скандал, на самом деле, был инициирован лицами, близкими к Гайдару и руководившими министерством финансов РФ. Эти люди не могли добиться контроля над Роскомдрагметом, который формально подчинялся министерству финансов, а в реальности контролировался конкурирующей группой влияния. Скрипченко же переводил внимание с тех, кто в реальности стоял за руководством Роскомдрагмета («консервативные силовики»), на тех, кому Роскомдрагмет подчинялся только на бумаге («радикальные либералы»).

В книге Александра Максимова «Бандиты в белых воротничках» упоминалось, что к этой афере в Роскомдрагмете мог быть причастен генерал-лейтенант милиции Богданов Петр Степанович, до 1991 года возглавлявший ГУВД Москвы.

 

В 1996 году Валерий Скрипченко ушел из Роскомдрагмета и занял должность заместителя председателя правления «МАПО-банка», в создании которого Скрипченко принимал участие в 1992-1993 годах. В 1995 году в «МАПО-банке» был создан департамент драгоценных металлов, и Валерий Скрипченко с его опытом работы в Роскомдрагмете курировал проекты банка в этой сфере, в частности, золотодобычу в Бурятии.

Валерий Скрипченко выступил в качестве соавтора патента на технологию кучного выщелачивания золота, которая применялась при добыче золота в Бурятии. Впоследствии, Скрипченко вошел в состав учредителей коммерческих фирм в Бурятии, занимавшихся добычей золота: ООО «Артель старателей энтузиастов» и ООО «Каралон-майнинг». Среди соучредителей этих фирм были руководители одной из старейших золотодобывающих организаций Якутии (артели старателей «Амга»). В 2006 году в Москве было создано ООО «Золотопромышленная компания «Амальгама». В число учредителей компании вошли вышеупомянутые золотодобывающие компании: ООО «Артель старателей энтузиастов», ООО «Каралон-майнинг», Производственный кооператив «Артель старателей «Амга».

 

В 1998 году Валерий Скрипченко занял должность президента Некоммерческой организации «Ассоциация «Алмазные технологии». Ассоциация была учреждена в феврале 1998 года рядом государственных предприятий, в числе которых было ГУП «Научно-производственное предприятие «Волна» – предприятие оборонно-промышленного комплекса, в здании которого в Москве и разместилась ассоциация «Алмазные технологии».

 

С 1999 по 2004 год Валерий Скрипченко работал в компаниях ООО «Продукты питания СНГ» и ООО «Продукты питания Нуова». Эти фирмы входили в группу компаний «Продукты питания», основным владельцем которой считался гражданин Италии хорватского происхождения Стефано Влахович. До 1998 года Влахович возглавлял в России представительство крупнейшего в мире производителя куриного мяса американской компании «Tyson Foods» («Тайсон Фудс»). В первой половине 1990-х годов основным импортером продукции «Tyson Foods» в России была компания «Союзконтракт», одним из руководителей которой был Попов Сергей Николаевич, фигурировавший в СМИ как один из лидеров Подольской ОПГ. В середине 1990-х годов «Tyson Foods» открыла собственное представительство в Москве, а во второй половине 1990-х годов руководитель представительства Стефано Влахович создал собственную компанию «Продукты питания». Несмотря на то, что собственные производственные мощности компании находились в Калининградской области, основной ее офис находился в Москве по тому же адресу, что и представительство «Tyson Foods». Исследователи деятельности «Tyson Foods» отмечали, что эта компания предпочитала создавать в странах-потребителях своей продукции формально независимые, а фактически дочерние фирмы, которые, якобы, продавали свою продукцию, хотя сырье для нее поставлялось «Tyson Foods». Это позволяло скрывать факты использования генно-модифицированной продукции, а также создавать иллюзию развития собственного сельскохозяйственного производства в странах-потребителях, что добавляло политические очки руководству этих стран, которое в свою очередь давало зеленый свет деятельности «Tyson Foods».

Основное юридическое лицо компании Стефано Влаховича ООО «Продукты питания Холдинг» до 2008 года принадлежало оффшорной компании с Британских Виргинских островов «Portex Ventures Corp.», которая была зарегистрирована трастовой компанией Commonwealth Trust Limited. Есть основания предполагать, что эта трастовая компания могла быть создана при участии российских высокопоставленных государственных служащих из окружения бывшего секретаря Совета Безопасности РФ Олега Лобова. Кроме этого, публиковалась информация, что владельцем Commonwealth Trust Limited, якобы, является предприниматель Жуков Николай Анатольевич, который был тесно связан с руководством компании «Союзконтракт» – основным партнером «Tyson Foods» в России. Возможно, это случайное совпадение. Однако не исключено, что группа компаний «Продукты питания» была подконтрольна лицам, близким к окружению Олега Лобова, что и позволило Валерию Скрипченко трудоустроиться в этой компании, поскольку Скрипченко сам в свое время пользовался покровительством Лобова.

По неподтвержденной информации, с группой лиц, контролировавших компанию «Продукты питания», был связан генерал-лейтенант милиции Гуров Александр Иванович, который до 1991 года возглавлял Шестое главное управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, а в 1999 году вошел в число лидеров создаваемого движения «Единство», из которого впоследствии выросла партия «Единая Россия».

 

 

Валерий Скрипченко был женат, имел сына и дочь.

 

Судя по публиковавшейся в 2014 году информации, Валерий Скрипченко умер, но в каком году он умер неизвестно.

 

 

Дата актуализации информации – 2016 год.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы хотите дополнить или опровергнуть информацию, помещенную на данном сайте, присылайте имеющиеся у вас сведения по адресу mail@elitehistory.info